Рынок электронной коммерции в России находится в стадии развития, и, несмотря на неблагоприятную ситуацию в экономике, сохраняет большие перспективы для роста. Оборот всего российского рынка Интернет-продаж в 2014 году вырос более чем на 30% и превысил 700 млрд. руб. При этом доля онлайн-продаж в России в разы меньше чем в других развитых странах с крупными розничными рынками и по итогам 2014 года составила 2% от общей величины розничного товарооборота. По данным INFOLine сегмент DIY&Household и Мебель составляет около 9% от общего объема интернет-продаж, включая мелкооптовые продажи, а, также online-продажи, когда товар заказывается через интернет-сайт, а забирается со строительных баз.
Согласно данным Исследования INFOLine «Рынок DIY России. Анализ регионов, тенденции 2015 года, прогноз до 2017 года», по итогам 2014 года, рост розничной и мелкооптовой Интернет-торговли, непосредственно, в сегменте DIY&Household&Мебель в России составил почти 40%, и приблизились к 70 млрд. руб. Такой рост обусловлен в первую очередь тем, что крупнейшие российские и международные торговые сети DIY в условиях снижения покупательской активности ищут новые каналы продаж, открывая свои Интернет-магазины или совершенствуя уровень предлагаемого сервиса.
Динамика интернет-продаж в сегменте DIY в России в 2009-2014 гг., млрд. руб.
По данным INFOLine
Так, с прошлого года работает магазин онлайн-продаж и доставка по звонку международной сети OBI, занимающей 2 место в рейтинге INFOLine DIY Retail Russia TOP. А уже в 2015 году Интернет-магазин запустил еще один участник рейтинга – торговая сеть «Бауцентр». При этом аналитики INFOLine прогнозируют и дальнейший рост числа новых on-line магазинов.
Крупнейшим игроком на рынке Интернет-торговли среди универсальных торговых сетей DIY остается российская сеть «СТД «Петрович». По данным INFOLine в 2014 году доля Интернет-продаж компании составила 15%, при ежемесячном обороте в 300-350 млн. руб. Таким образом, благодаря омниканальности и повышению сервиса обслуживания годовой оборот интернет магазина «СТД «Петрович» в 2014 году достиг 3,8 млрд. руб., увеличившись почти вдвое.
Единственным чистым on-line ритейлером в сегменте DIY в России является торговая сеть "Изолюкс". Согласно оценкам специалистов INFOLine, по итогам 2014 года чистая выручка компании "Изолюкс" превысила 1,6 млрд. руб. без НДС, благодаря чему торговая сеть заняла 2 позицию по объему чистой выручки от on-line продаж в сегменте DIY. На третьем месте по данному показателю оказалась лидер рынка e-commerce России - "Юлмарт", в структуре которого на продажи сегмента DIY приходится менее 2%.
Занимаясь подготовкой Исследования «Рынок DIY России. Анализ регионов, тенденции 2015 года, прогноз до 2017 года» специалисты INFOLine проанализировали 350 универсальных сетей сегмента DIY и пришли к выводу, что 158 из них используют Интернет в качестве одного из каналов продаж, из которых у 28 сетей действует интернет-магазин, 16 компаний оказывают услугу "доставка по звонку", и 114 - используют оба способа торговли.
Основным фактором, оказывающим сдерживающее влияние на развитие Интернет-торговли в сегменте DIY, является специфика предлагаемого товара. Около 50% товаров являются ограниченно пригодными для продажи через Интернет. Это связано, в первую очередь со сложностью в организации логистики, а также необходимостью оценить товар "вживую". При этом, как отмечают специалисты INFOLine, все больше покупателей стараются выбрать товар в традиционном магазине, а затем совершить покупку через Интернет.
По мнению аналитиков INFOLine, развитие рынка Интернет-торговли сетями DIY в ближайшие годы будет связано с укрупнением существующих игроков, а также с выработкой новых стандартов сервиса: снижением стоимости и уменьшением сроков доставки, расширением ассортимента, развитием программ лояльности. Дальнейшее развитие Интернет-торговли DIY будет связано с ростом доли онлайн-продаж в структуре выручки сетей. При этом ритейлеры, которые начали развивать формат "интернет-магазин" в 2014-2015 гг., продолжат отлаживать бизнес-процессы Интернет-магазинов для максимизации синергетического эффекта omni-channel retail. Специалисты INFOLine уверены в том, что именно синергия форматов On-line и Off-line остается одним из ключевых направлений деятельности торговых сетей DIY, которое может повысить игрокам рынка лояльность потребителя, сохранив при этом операционную эффективность компаний на высоком уровне.