Согласно материалам обзора "INFOLine Rail Russia Top", в 2015 году лидером среди российских железнодорожных операторов по всем показателям (объему собственного парка и парка в управлении, погрузке и грузообороту) остался холдинг UCL Rail, в который входит АО "Первая грузовая компания". Далее в ранговом рейтинге продолжает следовать АО "Федеральная грузовая компания", третью строчку занимает Globaltrans Investment plc.
В 2015 году списание подвижного состава опережало объемы закупок, и большинство компаний сократили объемы парков по отношению к показателям начала года. В целом по итогам 2015 года совокупный парк 30 крупнейших собственников железнодорожного подвижного состава сократился на 55,6 тыс. вагонов. При этом ПГК в 2015 году списала 38,1 тыс., а ФГК — 35,9 тыс. ед. В конце 2015 года "ВЭБ-лизинг" передал ЗАО "РТХ Логистик" на условиях финансового лизинга около 14,5 тыс. вагонов (предыдущим лизингополучателем было ЗАО "Спецэнерготранс"). В результате объем парка в собственности с учетом финансового лизинга компании увеличился более чем на 80% по отношению к началу года, что позволило ЗАО "РТХ Логистик" войти в ТОП-5 крупнейших собственников железнодорожного подвижного состава в России.
ТОП-5 операторов подвижного состава по величине парка в собственности (с учетом финансового лизинга), тыс. ед.
В 2014-2015 гг на фоне обострения проблем в экономике и сохраняющегося профицита подвижного состава железнодорожные операторы столкнулись с низкой доходностью оперирования и обострением конкуренции. В таких условиях в 2015 году продолжилась консолидация объемов перевозок у более крупных операторских компаний. 30 крупнейших операторов обеспечили в 2015 году 82% общего объема перевозок против 79% годом ранее, выросла и доля первой десятки — на 2 п.п., до 59%.
Динамика доли грузоперевозок крупнейших операторов подвижного состава в 2014-2015 гг., %
При этом ПГК сократила объем перевозок на 12,2%, а ФГК, напротив, увеличила перевозки на 2,2%. Резко выросли объемы перевозок у ЗАО "РТХ-Логистик" (более чем вдвое) и ЗАО "Спецэнерготранс" (на 52,8%), однако, как отмечает глава агентства "INFOLine-Аналитика" Михаил Бурмистров, рост объемов перевозок данных компаний примерно соответствовал увеличению парка в управлении.
Ключевой тенденцией 2015 года стало усиление конкуренции во всех сегментах рынка перевозок, резюмирует Михаил Бурмистров: грузовладельцы предъявляют все более жесткие требования к техническим характеристикам подвижного состава и качеству сервиса, который оказывают операторы. В связи с этим приоритет получают операторские компании, которые имеют либо конкурентные преимущества в виде собственных локомотивов, а также интеграции с портами и терминалами, либо возможности привлекать инновационный подвижной состав.
С полной версией статьи можно ознакомиться здесь.