В декабре 2013 и январе 2014 года компания "INFOLine-Аналитика" провела
Исследование розничной торговли алкогольной продукцией в 10 крупнейших городах России (Воронеж, Екатеринбург, Иркутск, Краснодар, Нижний Новгород, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Уфа и Хабаровск), в ходе которого был проведён расчёт количества торговых точек, которые осуществляют торговлю крепкими алкогольным напитками. Основная задача исследования - сопоставить количество торговых объектов, имеющих лицензию на реализацию алкогольной продукции по состоянию на 1 января 2014 года, с количеством объектов, фактически осуществляющих продажу крепкого алкоголя.
Всего в ходе проведения Исследования было проанализировано 23,8 тыс. действующих торговых объектов и более 20 тыс. лицензий. При этом специалистами "INFOLine-Аналитика" не учитывались торговые точки, осуществляющие продажу спиртных напитков, изготовленных в домашних условиях (самогона, домашних вин и пр.).
В ходе Исследования специалистами "INFOLine-Аналитика" было выявлено серьезное превышение количества торговых объектов, торгующих алкоголем, над количеством торговых объектов, имеющих лицензии. Общее количество торговых объектов, осуществляющих торговлю без лицензии, составляет почти 3,8 тыс. или 15,9% от общего количества торговых объектов, осуществляющих торговлю крепкими алкогольными напитками (в различных городах доля торговых объектов, торгующих без лицензии варьируется в диапазоне от 12% до 22%). При этом если исключить объекты крупнейших торговых сетей ("INFOLine" постоянно осуществляет мониторинг по 130 крупнейшим торговым сетям FMCG с годовым оборотом от 3 млрд. руб.), работающих в правовом поле, то для сегмента несетевой торговли и малых торговых сетей доля объектов, осуществляющих реализацию алкогольной продукции без лицензии составляет 18,9% и варьируется в диапазоне от 14 до 28%.
По экспертным оценкам, на данный момент доля нелегальной алкогольной продукции достигает 50% в общем объеме розничных продаж спиртного.Это позволяет предположить, что фактическое количество розничных точек, незаконно осуществляющих продажу алкогольной продукции значительно выше. Однако в силу специфики своей деятельности, владельцы данных торговых точек стараются не афишировать свою деятельность, что создает сложности при их выявлении.
В ходе Исследования специалистами "INFOLine-Аналитика" выявлены следующие основные виды торговых объектов, осуществляющих реализацию крепких алкогольных напитков без лицензии:
1) "Магазин у дома" с недействующей лицензией (аннулированной или прекращённой в связи с завершением сока действия);
2) Непродовольственный магазин, торгующий товарами для дома (бытовая химия, средства гигиены, хозяйственные товары и пр.)
3) Ларёк, палатка, киоск или павильон, не соответствующие требованиям для получения лицензии по величине торговой площади (площадь объектов менее 50 кв. м.);
4) Места (контейнеры) на сельскохозяйственных и неспециализированных официальных (внесённых в реестр рынков) и стихийных рынках
5) Автолавки, осуществляющие продажу «с колес» в устоявшихся местах (зачастую рядом с крупными сетевыми магазинами)
За дополнительной информацией о результатах Исследования и ответами на Вопросы Вы можете обратиться к генеральному директору "INFOLine-Аналитика" Бурмистрову Михаилу по телефонам (812) 322-6848 или (495) 772-7640, доб.144 или 135, а также +7-911-1782780 или по электронной почте burmistrovmb@infoline.spb.ru