При формировании рейтинга специалисты INFOLine проанализировали операционные и финансовые показатели более 300 ритейлеров, относящихся ко всем сегментам розничной торговли, кроме продаж автомобилей и мотоциклов, а также моторного топлива.
Основным параметром ранжирования компаний в рейтинге является выраженная в рублях чистая розничная выручка от продажи товаров на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области без учета НДС. При этом в чистую розничную выручку включается реализация франчайзером товаров в магазины, работающие по схеме обратного франчайзинга.
Общее количество торговых объектов крупнейших ритейлеров почти 2500, что составляет около 12% от общего количества торговых объектов на территории Санкт-Петербурга, а общая торговая площадь – более 1,65 млн. кв. м., подсчитали в INFOLine. При этом доли ритейлеров, входящих в ТОП-30 по основным сегментам составляют: FMCG (более 85%), DIY (более 70%), бытовая техника и электроника (более 60%).
Формирование первичной выборки для рейтинга из 300 торговых сетей в действительности стартовало еще в прошлом году, когда INFOLine в качестве генерального подрядчика Правительства Санкт-Петербурга приступило к сбору сведений для Торгового реестра города.
Комментирует генеральный директор INFOLine Иван Федяков: "В ходе исследования так же, как и при формировании нашего ежегодного общероссийского рейтинга розничных сетей INFOLine Retail Russia TOP-100, мы сталкиваемся с тем, что, несмотря на кажущуюся публичность, отрасль "Розничная торговля" остается крайне закрытой. Отчетность большинства игроков рынка недоступна, и точная оценка их финансовых показателей возможна лишь при глубоком анализе отрасли, понимании текущей деятельности розничных компаний.
Кроме того, у многих ведущих ритейлеров часть оборота приходится на взаимодействие с конечными потребителями, а часть на работу с юрлицами. При составлении рейтинга приходилось оценивать доли B2B продаж таких компаний, чтобы исключить из совокупной выручки. Интересно, что далеко не все сети в своей деятельности выделяют развитие отношений с юридическими лицами как самостоятельное направление, недооценивая и не реализуя существенный потенциал роста оборота через работу с B2B сегментом. В то же время те, кто смог наладить эту работу, сегодня весьма успешны на рынке. Так, у одного из крупнейших игроков не только в Петербурге, но и в России в целом – компании "Петрович" - более 20% выручки приходится на B2B продажи".