Генеральный директор INFOLine-Аналитика Михаил Бурмистров принял участие в круглом столе "Целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2020 года", прошедшем 24 декабря в Аналитическом центре при Правительстве РФ.
В своем выступлении он предложил включить в текст резолюции по итогам круглого стола следующие предложения:
1) Провести анализ текущей ситуации с целью исключения двоякого толкования ряда исходных тезисов, то есть "определить точку, где находится отрасль в рамках процесса реформирования".
2) Организовать на площадке Аналитического центра круглый стол "Ожидания государства и промышленности от железнодорожной отрасли" для формализации целевых установок реформирования рынка грузовых перевозок, то есть "определить направления реформирования отрасли".
3) Провести анализ нормативных, технологических, экономических и других ограничений для применения тех или иных параметров модели в среднесрочной и долгосрочной перспективе, то есть "сформировать комплекс ограничений, в рамках которых будет осуществляться реформирования".
По мнению специалистов INFOLine, именно отсутствие единого понимания по этим трём вопросам привело к тому, что при разработке модели возникли непреодолимые сложности. Участие Аналитического центра в качестве координатора разработки Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2020 года может позволить ответить на эти вопросы и повысить таким образом эффективность работы экспертных групп, что приведет к разработке модели, которая будет характеризоваться высоким уровнем готовности к имплементации и консолидировать, а не разобщать всех участников перевозочного процесса (ОАО "РЖД", операторские компании, грузовладельцев, вагоностроителей, лизинговые компании, федеральные органы законодательной и исполнительной власти).
Как считает аналитик INFOLine и один из ведущих специалистов по реформе железнодорожного транспорта Андрей Гурьев, было бы ошибкой подменять понятия "реформа" и "программа", переходя от одного к другому. Несмотря на то, что программа повышения клиенториентированности и эффективности работы, несомненно, нужна Российским железным дорогам, добиться повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта и привлечения в отрасль частных инвестиций невозможно без продолжения процесса реформирования, нацеленного на демонополизацию и либерализацию отрасли.
Существующая сегодня модель с перевозчиком-монополистом формировалась как временная и переходная, нуждающаяся в дальнейшем развитии в соответствии с программными положениями реформы. Отказ от создания конкурентного рынка железнодорожных перевозок не позволит сформировать в отрасли необходимые стимулы и инструменты для успешной конкуренции железной дороги с альтернативными видами транспорта и в условиях сокращения инвестиционных ресурсов ОАО "РЖД" и Правительства РФ лишь усилит проблему износа инфраструктуры и "узких мест" на сети железных дорог.
INFOLine осуществляет постоянный мониторинг и анализ состояния и перспектив рынка грузовых железнодорожных перевозок и нормотворчества в рамках ежеквартального обзора INFOLine Rail Russia TOP.